Поведение потребителя

Оценка экономической эффективности развития

Основы государственной поддержки предпринимательской деятельности

Положения, направленные на поддержку отечественных товаропроизводителей, содержатся в нормах налогового законодательства, в частности, в нормах о налоге на добавленную стоимость. Так, в Определении Конституционного Суда РФ от 19 января 2005 г. N 41-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы ООО "Оренсал" на нарушение конституционных прав и свобод пп. 1 и 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ установлено, что по общему правилу обложение налогом на добавленную стоимость экспортируемых товаров, а также работ и услуг, связанных с экспортом товаров, осуществляется в стране назначения. Данная мера направлена на поддержку отечественных товаропроизводителей с целью усиления конкурентоспособности экспортируемых товаров на мировом рынке. Поэтому в пп. 1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ установлено, что при реализации товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, при условии представления в налоговые органы необходимых документов налогообложение налогом на добавленную стоимость производится по налоговой ставке 0 процентов.

Государственная поддержка предпринимательской деятельности

В последнее время властные структуры уделяют большое внимание государственной поддержке субъектов малого предпринимательства. Но, к сожалению, далеко не всегда намерения в данной сфере регулирования облекаются в форму соответствующих правовых норм.

Так, бывший глава Министерства экономического развития и торговли РФ Герман Греф считал, что если удастся в полной мере осуществить предложенные министерством меры государственной поддержки этого сектора экономики, то к 2010 г. малый бизнес сможет удвоить объем выпускаемой им продукции, займет до 40 процентов в ВВП страны и половину в общем показателе занятости населения в экономике.

В настоящее время на малых предприятиях и индивидуально в России работают около 17 миллионов человек, что составляет более 22 процентов экономически активного населения. В Европе соответствующая цифра достигает 50-55 процентов, в Японии - 80 процентов. По словам министра Грефа, в 2010 г. удвоилась и доля малого бизнеса в общем числе субъектов экономической деятельности - с 44 процентов до 80 процентов (через 4 года). Налоговые поступления от малого бизнеса в 2005 г. стали вдвое выше по сравнению с предыдущим годом и составили 82 млрд руб. Такими темпами не развивается ни какая другая отрасль.

Главными мерами государственной поддержки малого бизнеса Минэкономразвития РФ счел обеспечение равного доступа малых предприятий к финансовым ресурсам, облегчение их возможности участвовать в приватизации недвижимого имущества, развитие бизнес-инкубаторов, в том числе в студенческой среде, поддержку экспорта и т.д.

Обосновывая необходимость государственной поддержки малого предпринимательства, профессор Т.М. Гандилов приводит три основных довода:

Во-первых, начинающему (стартующему) бизнесу при его относительно низкой жизнеспособности сразу добиться самодостаточности и саморегуляции довольно сложно, он нуждается в налоговой, имущественной, технической, кредитно-финансовой, инвестиционной, кадровой, инфраструктурной поддержке со стороны государства.

Во-вторых, в отличие от крупных компаний малым предприятиям трудно выдерживать конкуренцию, так как они менее устойчивы, обладают меньшим капиталом и нуждаются в постоянной финансовой поддержке извне.

В-третьих, государство оказывает поддержку малым и средним предприятиям и в странах в экономическом отношении более развитых, чем Россия.

Федеральный закон от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ (в ред. и с изм. от 22 апреля 2010 г.) "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон о государственной поддержке малого предпринимательства) имеет в основном декларативный характер и морально устарел. Значительная часть изменений, вносившихся в закон, сводилась к исключению из него соответствующих норм. В данный момент основное значение Закона о государственной поддержке малого предпринимательства состоит только в том, что он определяет критерии отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. Но и здесь он вступает в противоречия, например, с нормами главы 26.2 Налогового кодекса РФ, касающимися упрощенной системы налогообложения, которая представляет собой специальный налоговый режим для субъектов малого предпринимательства, а также одну из основных экономических форм их государственной поддержки.

В законе о государственной поддержке малого предпринимательства под субъектами малого предпринимательства понимаются индивидуальные предприниматели, которые также признаются и плательщиками единого налога по упрощенной системе налогообложения (ст. 346.11, 346.12 Налогового кодекса РФ). Кроме того, под субъектами малого предпринимательства в упомянутом законе понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов; доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов; средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Читайте также:

Оценка стоимости бизнеса ОАО Бетон Общие сведения Постановка задания по оценке Объект оценки ОАО «Бетон», расположенный по адресу: 662521, Красноярский край, Берёзовский район, п. Берёзовка, ул. Трактовая, д.5 Цель оценки Определение рыночной стоимости Назначение оценки Определение цены предполагаемой продажи ...