Государственная поддержка предпринимательской деятельности осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки предпринимательства, региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами, разрабатываемыми, соответственно, Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Правительство РФ ежегодно перед представлением федерального бюджета вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ проект федеральной программы государственной поддержки предпринимательской деятельности. В федеральном бюджете предусматривается выделение ассигнований на ее реализацию. Финансовое обеспечение государственных и муниципальных программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств соответствующих бюджетов (ст. 7 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства).
В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определенные рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.
Государственная поддержка должна быть направлена не только на активизацию деловой активности субъектов предпринимательской деятельности, но и на повышение их социальной ответственности. Так, академик РАН В.И. Жуков важнейшей функцией социальной ответственности предпринимательства считает развитие отечественного производства, увеличение налогооблагаемой финансовой базы. С правовой точки зрения под социальной ответственностью бизнеса можно понимать обязанность субъектов предпринимательской деятельности осуществлять такую деятельность не только не нарушая интересы общества и контрагентов, но и участвуя в решении общественных (публичных) проблем. Социальная ответственность бизнеса в таком понимании - это не что иное, как позитивная ответственность хозяйствующих субъектов. Более того, это реальное воплощение принципа партнерства в предпринимательских отношениях не только по горизонтали, но и по вертикали.
В международной практике корпоративная социальная ответственность представляет собой философию поведения и концепцию выстраивания деловым сообществом, компаниями и отдельными представителями бизнеса своей деятельности в целях устойчивого развития и сохранения ресурсов для будущих поколений.
О значении всемерного стимулирования субъектов предпринимательства говорится и в работах представителей науки административного права. Так, профессор Ю.А. Тихомиров отмечает, что поощрение как метод регулирования позволяет побуждать субъекты хозяйствования к совершению полезных действий путем создания их заинтересованности в получении дополнительных благ.
Государственная поддержка является специфической формой государственного регулирования экономики и предпринимательской деятельности и может осуществляться, посредством правовых, экономических и организационных форм. Государственная помощь в смысле, придаваемом ей антимонопольным законодательством охватывается понятием "государственная поддержка", поскольку государственная поддержка может заключаться не только в передаче объектов гражданских прав и прав доступа к информации в приоритетном порядке федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и в других формах, тем более что государственную поддержку могут оказывать не только органы исполнительной власти, но, например, и Президент РФ.
Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определенных субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства) Разумеется, это деление является условным, так как в конечном счете государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки - создание благоприятных правовых, организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности.
В экономической и юридической литературе имеют место и другие теоретические подходы к определению понятия "государственная поддержка". Так, профессор Т.М. Гандилов применительно к государственной поддержке малого предпринимательства обращает внимание на то, что необходимо разграничить государственное нормативное регулирование и систему государственной поддержки малого предпринимательства: "Будучи разными понятиями, они подразумевают подготовку и реализацию комплекса мер, отличающихся по своему содержанию. Если в первом случае имеется в виду создание на федеральном и региональном уровне законодательной базы малого бизнеса, то во втором случае речь должна идти о разработке федеральных, региональных, отраслевых, муниципальных программ, методах и направлениях государственной поддержки малых и средних предприятий, о создании благоприятных условий для их функционирования". Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Читайте также:
Расчет производственной программы швейного потока Становление рыночной экономики в Республике Беларусь вносит существенные изменения в механизм хозяйствования во всех сферах деятельности. На первый план выдвигаются проблемы стабилизации национальной экономики и создание условий для возобновления экономического роста, идут поиски и ведется разработка перспективных направлений развития всех отраслей промышленности, в том числе и шв ...