В настоящее время сложились три формы экологического контроля: информационная, предупредительная и карательная (рисунок 5.1).
Рисунок 5.1 - Формы экологического контроля
Информационный контроль, как правило, предшествует двум другим и сводится к сбору и анализу информации для принятия предупредительных и властно-пресекательных действий в области природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения безопасности в экологической сфере. Инструментами исполнения информационного экологического контроля являются системы экологического мониторинга и государственного статистического наблюдения.
Предупредительная форма экологического контроля включает в себя разработку и введение в действие нормативов качества окружающей среды (ОС) и рационального использования природных ресурсов, выдачу разрешений и лицензий (и их аннулирование) на различные виды природопользования, установление лимитов сбросов и выбросов загрязняющих веществ, лимитов хранения твердых отходов и др. Сюда же можно отнести различные виды предупреждений о необходимости проведения обязательных или необходимых в данном конкретном случае природоохранных мероприятий (рекультивация земель после проведения геологоразведочных работ, военных учений и др.). Она направлена на профилактику и предупреждение экологических правонарушений, на недопущение наступления вредных последствий, которые могли бы возникнуть. Предупредительную форму контроля осуществляют инспекционные, экспертные и надзорные подразделения соответствующих государственных природоохранных органов, экологические службы предприятий и общественные экологические организации.
Карательная форма экологического контроля применяется в тех случаях, когда последствия правонарушения не позволяют ограничиваться только предупреждением. Она выражается в наступлении различных видов юридической ответственности (материальной, дисциплинарной, административной, уголовной, гражданско-правовой). В качестве карательной формы ЭК может применяться пресечение экологически вредных действий, например, ограничение, приостановление или прекращение какого-либо производства (завода, цеха и др.), т.е. применение мер государственного принуждения к нарушителям. Карательную форму контроля осуществляют инспекционные, экспертные и надзорные подразделения соответствующих государственных природоохранных органов, экологические службы предприятий и общественные экологические организации, а также государственные надзорные и правоохранительные органы.
Объектами экологического контроля являются: состояние окружающей среды, ее отдельных объектов, степень их изменения под влиянием хозяйственного развития, выполнение обязательных мер по охране ОС и ее отдельных объектов, соблюдение природоохранительного законодательства.
Содержание экологического контроля сводится к проверке соблюдения хозяйствующими субъектами (физическими и юридическими лицами) требований экологического законодательства, нормы которого призваны обеспечить благоприятную для здоровья и жизни обстановку, экологическую безопасность и рациональное использование природных ресурсов
Стандарты, нормативы, лимиты экологического контроля
Стандарты, нормативы и лимиты являются одним из основных инструментов правового регулирования государством (обществом) состояния окружающей среды.
Рисунок 5.2-Система стандартов по охране окружающей среды
Под стандартизацией в области охраны окружающей среды понимается внедрение в практику научно обоснованных, имеющих общеобязательное значение технических требований и норм (стандартов), регламентирующих хозяйственную деятельность в рамках природоохранного законодательства
Экологические стандарты представляют собой количественные и качественные показатели состояния природных объектов, имеют юридическую значимость и обладают всеми чертами правовых актов, в соответствии с которыми устанавливается правовой режим использования отдельных видов природных ресурсов, а также природоохранные правила деятельности в сферах, не связанных с их использованием. Стандарты законодательно закрепляют требования общества по отношению к рациональному использованию природных объектов и обеспечению таких технических параметров деятельности, при которых исключалось бы или сводилось к минимуму негативное воздействие общества на природу. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Читайте также:
Оценка стоимости бизнеса ОАО Бетон Общие сведения Постановка задания по оценке Объект оценки ОАО «Бетон», расположенный по адресу: 662521, Красноярский край, Берёзовский район, п. Берёзовка, ул. Трактовая, д.5 Цель оценки Определение рыночной стоимости Назначение оценки Определение цены предполагаемой продажи ...