Заключение
В проделанной работе удалось найти решения поставленных задач, обозначенных во введении. Был дан сравнительный анализ поведения потребителя в условиях неопределённости и риска в современных рынках. Приведена характеристика исторического формирования потребительских предпочтений.
Были рассмотрены основные особенности поведения потребителя в условиях современных рынках. Также рассмотрена эволюция экономических потребностей потребителя. Были приведены примеры экономического и психологического влияния на потребительский выбор участниками рынков, такими как государство и производители экономических благ. Освещена тема необходимости взаимодействия между потребителем и внешним влиянием на него со стороны участников рынков с несовершенной конкуренцией. Приведены тенденции потребительских предпочтений и риски выбора в современных рынках.
Отдельные способы влияния на потребителя, представленные во второй главе, наглядно показывают нам актуальную ситуацию степени вовлечения в продвижение товара до конечного потребителя не только маркетинга, но и такой специфической дисциплины, как мерчендайзинг.
Рассмотренная проблема воздействия на экономическое поведение и выбор потребителя представлена как неотъемлемое условие существования диалога между всеми участниками рынка: потребителем и производителем, государством, продавцом и покупателем. Выявлена взаимная и неразрывная связь участников рынка, основанная на коррекции поведения потребителя, которая возможна только в условиях его неопределённости.
Представлена модель, согласно которой неопределённость потребителя является причиной принятия рискованных или даже противоречивых решений (на примере лотереи). Неопределённость и риски также свойственны предприятиям, но прямого воздействия на них потребитель не может оказать. Единственное средство воздействия для потребителя - изменение спроса.
Неопределённость и риски в современных рынках являются естественной средой потребителя. Использование их как ключевых механизмов участниками рынка должно производиться с проявлением уважения к потребителю, соблюдая суверенность его выбора и предпочтений. Данная концепция должна опираться на моральные принципы и не нести в себе элементов принуждения. Благодаря соблюдению данных требований, диалог между участниками рынка должен стать более гармоничным и перерасти в симбиоз, если ещё не перерос.
Это необходимо как потребителю в некоторых случаях, так и производителю экономических благ в любом случае, так как доброжелательный подход не только не вызывает специфической негативной реакции у потребителя, но ещё и оказывает дополнительный мотивирующий механизм, возникающий в сознании потенциального потребителя как ответная реакция.
Приложения
Приложение 1
Таблица 1
Предельная полезность и цена благ
Блага | Предельная полезность | Цена, в долларах | Взвешенная предельная полезность |
(MU) | (P) | (MU/P) | |
A | 100 | 10 | 10 |
B | 80 | 4 | 20 |
C | 45 | 3 | 15 |
Таблица 2
Положение равновесия потребителя (в кардиналистской теории)
Благо | MU | P | MU/P |
A | 150 | 10 | 15 |
B | 60 | 4 | 15 |
C | 45 | 3 | 15 |
Читайте также:
Разработка стандарта Управление затратами на качество для предприятия ОАО Радий В условиях рыночной экономики основной целью деятельности предприятия является достижение максимального экономического результата - прибыли. Все другие виды результатов деятельности направлены на достижение максимальной прибыли, которая, в свою очередь, является основой и источником средств дальнейшего роста этих результатов. Сказанное определяет важность оценки и управления затра ...