Производственная программа предприятия формируется таким образом, чтобы обеспечить выполнение плана продаж в конкретном периоде с учетом имеющихся у предприятия производственных возможностей. Проблема состоит в том, что производственные возможности предприятия по выпуску продукции могут быть больше или меньше запланированного объема продаж. Фактором производства, который чаще всего определяет возможности предприятия, является производственная мощность. Если производственная мощность, наоборот, будет меньше объема продаж, то в этом случае объем продаж не может быть выполненным, и необходимо либо увеличивать производственную мощность, либо уменьшать объем продаж. В этой связи производственная программа служит инструментом согласования возможного объема продаж с производственной мощностью предприятия в планируемом периоде.
Производственная программа не только устанавливает объем выпуска конечной продукции, но и является основой для расчета планов производства структурных подразделений предприятия. При расчете планов производства структурных подразделений (цехов, корпусов, производств, участков, поточных линий) помимо объемов товарной продукции, необходимой для обеспечения плана продаж, учитываются также необходимость изменения межцеховых и внутрицеховых заделов незавершенной производственным процессом продукции. Задания по выпуску конечной продукции финишным цехам, как правило, устанавливаются на уровне производственной программы предприятия. Что касается заданий промежуточным цехом, участвующим в изготовлении конечной продукции, то они могут быть больше показателей производственной программы, если планируется увеличение межцеховых заделов, или меньше, если предусматривается их уменьшение. Поэтому планирование производственной программы основными подразделениями предприятия производится обратно ходу технологического процесса. Объемы производства по цехам планируются исходя из плановой себестоимости одного изделия или по планово-расчетным внутрипроизводственным ценам. На небольших предприятиях производственная программа цехов рассчитывается в натуральных или условно-натуральных показателях, на средних и крупных предприятиях, у которых имеется внутрипроизводственный хозрасчет, - в стоимостных и натуральных показателях.
Производственная программа предприятия рассчитывается на год с разбивкой заданий по кварталам, а квартальных - по месяцам. В планах структурных подразделений задания производственной программы могут распределяться по более коротким периодам.
Разработка производственной программы является наиболее сложным процессом, поскольку в нем приходится согласовывать и учитывать огромное число различных факторов. Типовой алгоритм формирования программы представлен на рис. 2.
Рисунок 2 - Алгоритм планирования производственной программы.
Примечание - Источник: собственная разработка.
Рассмотрим содержание основных этапов алгоритма планирования производственной программы.
Анализ выполнения плана производства. Основными задачами анализа выполнения плана в отчетном и предшествующем плановом периодах является следующие:
- проверка выполнения плана выпуска и реализации продукции по всем стоимостным, натуральным, условно-натуральным и трудовым показателям;
- изучение причин, положительно и отрицательно влияющих на выполнение плановым показателей;
- выявление резервов дальнейшего роста и повышения эффективности производства;
- разработка мероприятий по использованию резервов, выявленных в ходе анализа условий увеличения объема выпуска продукции и повышения ее качества; Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6
Читайте также:
Оценка стоимости бизнеса ОАО Бетон Общие сведения Постановка задания по оценке Объект оценки ОАО «Бетон», расположенный по адресу: 662521, Красноярский край, Берёзовский район, п. Берёзовка, ул. Трактовая, д.5 Цель оценки Определение рыночной стоимости Назначение оценки Определение цены предполагаемой продажи ...