Планирование производственно-коммерческой деятельности предприятия начинается с определения объема и возможностей производства и реализации продукции, т.е. производственной программы. Производственная программа - это задание по выпуску и реализации продукции в ассортименте, соответствующего качества в натуральном и стоимостном выражении исходя из спроса и реальных возможностей предприятия в удовлетворении его на определенный период. Обычно составляется на год с разбивкой по кварталам и месяцам. Производственная программа служит базой для разработки следующих планов:
) материально-технического снабжения
) численность персонала и оплаты труда
) инвестиций;
) финансового плана
Производственная программа предопределяет задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности рабочих и др. Она тесно связана с финансовым планом, планом по издержкам производства, прибыли и рентабельности Предприятия формируют свою производственную программу самостоятельно на основе выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса; портфеля заказов (договоров) на продукцию и услуги; государственных заказов и собственных потребностей.
Годовая производственная программа устанавливает ряд номенклатурно-количественных заданий, которые составляют ее разделы:
номенклатуру и ассортимент продукции;
задание по выпуску готовых изделий в натуральном и стоимостном выражении по укрупненным группам;
объем поставок полуфабрикатов сторонним организациям;
объем работ, услуг промышленного характера сторонним организациям;
объем выпуска прочей продукции (подсобных цехов).Производственная программа состоит из трех разделов:
. План производства продукции в натуральном выражении - устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения (т, м, шт). Он определяется, исходя из полного и лучшего удовлетворения спроса потребителя и достижения максимального использования производственных мощностей;
. План производства продукции в стоимостном выражении в показателях валовой, товарной и чистой продукции;
. План реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении. Он составляется, исходя из заключенных договоров на поставку продукции, а также полуфабрикатов, узлов и деталей по договорам кооперации с другими предприятиями, а также собственной оценки емкости рынка. Расчет объема реализуемой продукции производится на основе величины товарной продукции с учетом изменения остатков продукции на складе и отгруженной, но не оплаченной заказчиками, на начало и конец планируемого года. Но объем реализации продукции также влияют изменение качества выпускаемой продукции и действующих на предприятии цен на продукцию и услуги.
Исходными данными для определения максимально возможного выпуска продукции за год служит среднегодовая производственная мощность предприятия и коэффициент ее использования. Часто обеспечение потребностей рынка требует введения в действие новых дополнительных мощностей за счет технического перевооружения, реконструкции или расширения предприятия.
Разработка производственной программы состоит из нескольких этапов:
1. Анализ результатов работы предприятия в текущем году.
. На основе маркетинговых исследований составляется прогноз спроса и предложения по номенклатуре, ассортименту, объему и срокам поставки выпускаемой продукции.
. Определяется номенклатура и ассортимент продукции в натуральном выражении.
. На основании заключенных договоров на поставку продукции и сведений об остатках нереализованной готовой продукции на складах разрабатывается годовая производственная программа.
На этом этапе принимают решения о специализации и кооперировании производства, о сроках выпуска продукции.
Определяют объем товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении.
. Производится технико-экономическое обоснование производственной программы:
а) осуществляется расчет материальных, топливных, энергетических ресурсов, необходимых для ее выполнения (исходя из норм расхода); б) планируются ремонтно-эксплуатационные затраты;
в) обосновывается потребность в транспортных средствах и иных факторах производства;
г) для увязки программы с имеющимися на предприятии мощностями разрабатывается баланс производственных мощностей и производится обоснование программы производственными мощностями;
д) вносятся изменения в план инвестиций с учетом принятых решений по номенклатуре, ассортименту, объему выпуска и решений по специализации и кооперированию производства.
Читайте также:
Оценка хозяйственно-экономической деятельности ОАО Агрокомбинат Олехновичи Преддипломная практика была пройдена на ОАО "Агрокомбинат "Олехновичи" в течение восьми рабочих недель. Целью данной практики является закрепление теоретических знаний, приобретение и развитие практических навыков и опыта самостоятельной работы по профилю получаемой специальности. Задачи практики: изучение правовых, организационных и финансово-экономических ас ...