государственное регулирование предпринимательский
В современном постиндустриальном мире государство на легитимной основе с помощью экономических, политических, правовых механизмов может и должно играть активную и существенную роль, корректируя провалы рынка и гарантируя реализацию принципов социальной справедливости, социально-политической консолидации общества.
Государство является специфическим участником хозяйственного оборота, участвуя в хозяйственном обороте двояким образом: непосредственно (например, при реализации имущества в процессе приватизации или выпуске государственных ценных бумаг) или опосредованно (через создаваемые унитарные предприятия). Кроме того, государство выступает в качестве регулятора хозяйственных отношений. В процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности реализуется экономическая функция государства.
Следует расценивать в целом как позитивный факт, что в последнее время в России на официальном уровне происходит осознание того, что государству необходимо возвращаться в экономику и кардинально менять свою роль, законодательно закрепляя свои стимулирующие, регулирующие и защитные функции. А это, в свою очередь, требует адекватного анализа и совершенствования всех средств правового регулирования хозяйственных отношений.
Предпринимательская деятельность, а именно рыночная экономика - не стихия. Без воздействия на экономику не обходится ни одно из развитых государств. Различаются лишь пределы и формы государственного вмешательства в экономику. Так, в США в соответствии с Законом о военном производстве 1940 г. введены инструкции и положения, дающие государственным органам возможность прямо вмешиваться в деятельность фирм - производителей дефицитных ресурсов. В федеральных ведомствах действуют организационно-управленческие системы, регулирующие снабжение военных предприятий этими материальными ресурсами. Регулируется распределение так называемых контролируемых материалов (некоторые виды стали, медь, никель, алюминий, титан и др.), предусмотрена возможность принудительного размещения заказов на дефицитные материалы. Государственные органы могут затребовать (подрядчики при этом не имеют права отказать им) результаты всех научно-исследовательских работ, выполненных за государственный счет.
Планирование экономического развития в форме прогнозирования и программирования применяется во многих развитых странах. Привлечение частных фирм к осуществлению мероприятий, предусмотренных в государственных программах, ведется, как правило, на основе заключения государственных контрактов. Например, во Франции практикуется заключение контрактов между предприятиями и уполномоченными государственными органами, предусматривающих, что за определенные действия, поддерживаемые государством, предприятие получает в согласованных размерах налоговые льготы, льготные кредиты, субсидии и другие формы поддержки.
Одной из основных форм государственного регулирования экономики является антимонопольное регулирование. Именно антимонопольное законодательство рассматривается в качестве экономических конституций стран с развитой экономикой. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5
Читайте также:
Оценка экономической эффективности проекта реконструкции СТС Краткая характеристика оборудования SI-2000 Функциональная архитектура семейства SI-2000 в полной мере отражает современные тенденции развития цифровых систем коммутации и построения сетей связи. Она полностью удовлетворяет рекомендациям МСЭ-Т Q.511 и Q.512 и базируется на концепции универсального интерфейса для оборудования сети доступа. Архитектурное разделение узла коммутации ...