Поведение потребителя

Оценка экономической эффективности развития

Понятие и виды производственно-сбытовых издержек

Производственно-сбытовые издержки представляют собой совокупность расходов организации (предприятия), выраженных в денежной форме, на производство и реализацию продукции (работ, услуг). К издержкам производства относят издержки на изготовление продукции. К издержкам обращения (реализации) относят расходы организации (предприятия) на проведение маркетинговых исследований, продвижение продукции на рынок, рекламу продукции; затраты на сопровождение, гарантийный надзор и устранение недостатков, выявленных в процессе эксплуатации, а также расходы на подготовку кадров и другие расходы, связанные с извлечением прибыли.

Снижение производственно-сбытовых издержек является существенным фактором роста конкурентоспособности организации (предприятия). Так, снижение удельных издержек ведёт при прочих равных условиях к росту конкурентоспособности продукции и, как следствие, - к росту объёмов продаж и прибыли. Это позволяет предприятию больше средств инвестировать в совершенствование продукции и в технологическое развитие организации (предприятия), что, в свою очередь, создаёт предпосылки к росту производительности труда и к дальнейшему снижению затрат.

Производственно-сбытовые издержки в зависимости от целей и задач экономического анализа могут быть классифицированы по ряду признаков (табл. 1).

Таблица 1

Признак классификации

Вид затрат (издержек)

по объекту отнесения (месту возникновения)

на изделие (группу изделий); на процесс; на структурное подразделение

по способу отнесения затрат на единицу определённого вида продукции

прямые; косвенные

по характеру зависимости от объёма производства

постоянные; переменные

по роли в производственном процессе

производственные; непроизводственные

по периодичности возникновения

текущие; единовременные

Деление издержек по объекту отнесения связано с целями экономического анализа. Ими могут выступать структурный анализ затрат по различным стадиям производственного процесса (например, заготовительной, обрабатывающей или сборочной); анализ затрат, связанных с деятельностью структурного подразделения организации (предприятия) (например, анализ затрат службы маркетинга предприятия); анализ затрат, связанных с видом деятельности (бизнесом), регионом сбыта и т.п. Объектом отнесения в этих случаях выступают процесс либо структурное подразделение. Если анализируются затраты на производство и реализацию того или иного вида продукции, объектом отнесения издержек выступает конкретное изделие (или группа однородных изделий).

В зависимости от избранного объекта отнесения все издержки могут быть разделены на прямые и косвенные. К прямым относятся затраты, величина которых может быть непосредственно рассчитана на объект отнесения на основе первичных документов (конструкторской и технологической документаций, накладных, счётов-фактур и т.п.), в которых делается ссылка на объект. Например, если объектом отнесения является изделие, то к прямым затратам относятся стоимость сырья, материалов и покупных комплектующих изделий и полуфабрикатов, входящих в состав продукции; заработная плата рабочих, непосредственно занятых изготовлением продукции, дополнительная заработная плата производственных рабочих, отчисления на социальные нужды производственных рабочих; расходы на содержание и эксплуатацию оборудования. Косвенные издержки не могут быть прямо отнесены на объект в момент их возникновения в силу тех или иных причин. В качестве таких причин могут выступать:

· Невозможность прямого отнесения, определяемая природой затрат. Например, затраты по содержанию административных помещений не могут быть непосредственно отнесены на определённую продукцию (работы, услугу);

· Сложность организации или экономическая нецелесообразность дифференцированного учёта затрат;

· Принятая учётная политика предприятия, которой предусматривается учёт определённых видов издержек как общих (управленческие, общепроизводственные и общехозяйственные расходы). Перейти на страницу: 1 2

Читайте также:

Расчет технико-экономических показателей автопредприятия Автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, большим разнообразием транспортных средств по грузоподъёмности, грузоемкости, назначению, конструктивным и экономическим характеристикам, благодаря чему он может перевозить различные по виду, характеру, объёму и величине партии груза, обеспечивая высокую скорость их доставки. От качества работы автомобильного транспорта зави ...