Формулирование перспектив развития предприятия должно опираться на некоторое целостное представление о том, какие изменения происходят в окружающей среде организации, как организация может к ним адаптироваться либо противостоять. Формулирование перспектив развития следует за этапом анализа и нацелено на выбор одной из стратегических альтернатив.
В экономической литературе наиболее распространенными стратегиями развития бизнеса являются: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост, сокращение. Данные стратегии отражают четыре различных подхода к росту фирмы и связаны с изменением состояния одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение фирмы внутри отрасли, технология. Каждый из данных пяти элементов может находится в одном из двух состояний: существующее состояние или новое состояние.
Стратегия интегрированного роста предполагает расширение фирмы путем добавления новых организационных структур.
Стратегия диверсифицированного роста реализуется в том случае, если фирма дольше не может развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли.
Стратегия концентрированного роста. Сюда попадают те стратегии, которые связаны с изменением продукта и (или) рынка и не затрагивают три других элемента. Конкретными типами этой стратегии являются: стратегия усиления позиции на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта.
Стратегия сокращения реализуется тогда, когда фирма нуждается в перегруппировке сил после длительного периода роста или в связи с необходимостью повышения эффективности, когда наблюдаются спады и кардинальные изменения условий окружающей среды.
Перечисленные стратегии являются эталонными, конкретная стратегия предприятия может быть комбинированной. Она должна отражать ее стратегические цели и задачи, учитывать сильные стороны и возможности, слабые стороны и угрозы.
Анализ внешней среды дает представление о возможностях и угрозах, сильные и слабые стороны предприятия выявляются на основе анализа внутренней среды. Поэтому формирование перспектив развития ООО “Северавтотранс“ целесообразно начать с изучения окружающей среды предприятия. Результаты анализа внешней и внутренней среды представлены в табл. 2.1.
Таблица 2.1
SWOT-анализ факторов внешней и внутренней среды ООО “Северавтотранс“
№ п/п | Возможности | О | № п/п | Сильные стороны | S |
1 | Стабилизация экономики, умеренные темпы инфляции стимулируют процесс банковского кредитования бизнеса | 1 | Наличие необходимых производственных мощностей | ||
2 | Предприятие является платежеспособным | ||||
2 | Рынок транспортных услуг продолжает развиваться | 3 | Собственный капитал предприятия значительно преобладает над заемным | ||
3 | Развитие НТП способствуют появлению новых видов транспортных услуг, новых рынков и новых потребителей | 4 | Эффективная система расчетов с потребителями, хорошая платежная дисциплина | ||
4 | Либерализация внешнеэкономической деятельности, международное сотрудничество приводит к появлению новых партнеров | 5 | Адекватная организационная структура предприятия | ||
5 | Повышение уровня образования населения приводит к увеличению числа высокообразованных специалистов | 6 | Хорошее качество оказываемых услуг, выполняемых работ | ||
6 | Безработица приводит к удешевлению рабочей силы и увеличению числа претендентов на рабочее место | 7 | Увеличивающийся объем заказов на грузовые и пассажирские перевозки, высокий уровень обеспеченности долгосрочными договорами | ||
7 | Рост доходов населения способствует росту покупательной способности | 8 | Наличие высококвалифицированного персонала, увеличение производительности труда | ||
8 | Снижение налогового бремени повышает платежеспособность организаций-потребителей | 9 | Расширение парка автомобилей, рост эффективности использования подвижного состава | ||
1 | Усиление рыночных позиций основных конкурентов | 1 | Рост себестоимости транспортных услуг в результате возникновения нерациональных затрат | ||
2 | Ухудшение отношений с поставщиками материалов, запасных частей, транспорта | ||||
2 | Снижение рентабельности работы | ||||
3 | Общий рост цен, рост цен на ГСМ | 3 | Рост удельного расхода материальных ресурсов | ||
4 | Повышение ставки рефинансирования ЦБ РФ | ||||
4 | Обновление ОПФ происходит медленно, снижается фондовооруженность труда | ||||
5 | Изменения в документациях по стандартизации погрузочно-разгрузочных работ, грузовых и пассажирских перевозок, изменения требований к техническому состоянию подвижного состава | ||||
5 | Увеличение простоя подвижного состава под ТО и ремонтом в результате низкой оснащенности средствами труда, квалифицированными трудовыми ресурсами в данной области | ||||
6 | Изменения приоритетов потребителей |
Читайте также:
Оценка конкурентоспособности товара и экономическое обоснование целесообразности освоения его производства в Украине Перед тем, как начать производство какого-либо товара, необходимо тщательно исследовать рынок его распространения. Также важным моментом анализа является оценка конкурентоспособности товара и целесообразности вложения средств в его освоение. Инвестиции - расходы средств, направленных на воспроизводство капитала (его поддержание и наращивание). реализуемых путем кредитования, п ...