Созданию финансово-экономических условий функционирования и развития рынка газа, в частности, ликвидации крупных диспропорций в ценах (тарифах) на газ и другие виды топлива и снижению фискальной направленности налоговой системы в газовой отрасли отведено второстепенное значение.
В проекте доклада, в отличие от первоначальной версии, подготовленной экспертами Минэкономразвития России и Газпрома, не приводятся этапы и прогнозные параметры изменения заниженного уровня регулируемых цен на газ. Либерализация цен фактически откладывается на длительный период. Если суммировать предполагаемые в проекте доклада объемы поставок газа социально чувствительным группам потребителей, а также адаптационного периода до 5 лет для перехода промышленных потребителей (электроэнергетики, агрохимии, нефтехимии и металлургии) к приобретению газа по свободным ценам, то выходит, что более 90% всех поставок газа на внутренний рынок будет осуществляться по регулируемым ценам. Причем совершенно безосновательно такие крупные коммерческие экспортно-ориентированные потребители в сфере агрохимии и металлургии отнесены к самому отдаленному периоду перехода к применению рыночных цен на газ. В совокупности такие подходы предполагают сохранение в долгосрочной перспективе внутрикорпоративного субсидирования внутренних цен за счет экспортной выручки, что абсолютно не соответствует общепринятым рыночным принципам.
В конечном итоге финансово-экономические условия для функционирования Газпрома еще более ужесточатся.6. В констатирующей части проекта доклада в отношении деятельности Газпрома на внутреннем рынке в качестве вертикально-интегрированной компании прослеживается ряд необъективных оценок и выводов. Газпром обвиняется в монопольных действиях и отсутствии структурных преобразований, затрудняющих развитие независимых производителей. При этом не учитывается, что в сфере ответственности за газоснабжение исторически сложилась ориентация на одного собственника газа - государство, а в последствии - на одну крупную компанию с преобладающим участием государства в уставном капитале - ОАО «Газпром» - собственника ЕСГ, которое проектировалось, создавалось и функционирует как единый централизованно управляемый имущественно-производственный комплекс.
В настоящее время Газпром, как и другие 7 тысяч организаций, включая нефтяные компании, занимающих доминирующее положение на товарном рынке, включено в соответствующий Реестр и в связи с этим подлежит антимонопольному контролю в порядке, установленном законодательством. На практике сфера реализации газа Газпром подвержена расширенному государственному регулированию. Директивно устанавливаются и регулируются цены, а не тарифы на услуги по транспортировке газа по магистральным трубопроводам, отнесенной к естественно монопольным видам деятельности.
Основным препятствием развития добычи газа независимыми производителями является не Газпром, а финансово-экономические условия функционирования отрасли и, в первую очередь, инвестиционная непривлекательность газового бизнеса из-за резко заниженного уровня внутренних цен на газ и крупных финансовых рисков, испытываемых участниками рынка.
Отмечается, что отсутствие долгосрочных контрактов на поставку газа, служащих потенциальным инструментом создания инвестиционных гарантий, является результатом неправильной сбытовой политики Газпрома. Основным препятствием для заключения долгосрочных контрактов на внутреннем рынке (на период более одного года) является абсолютная неопределенность в динамике уровня регулируемых цен на газ и методологических подходов к порядку их регулирования. Газпром, как собственник газотранспортных сетей, упрекается в изначальной незаинтересованности в развитии газотранспортной системы в интересах независимых производителей. Авторы связывают это положение с тем, что газотранспортная система (ГТС) не является самостоятельным центром бизнеса внутри компании, и главное, что отношения по доступу независимых поставщиков газа к магистральным газопроводам ЕСГ не являются публичными. В данном случае подменяются причины отсутствия этих стимулов. На самом деле главная причина связана не с публичностью взаимоотношений в сфере услуг по транспортировке газа, а в неравноправных экономических взаимоотношениях между организациями, предоставляющими и пользующимися указанными услугами. В первую очередь это касается заниженных тарифов, устанавливаемых Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации, на услуги, оказываемые для независимых организаций. Не соответствует истине вывод о нарушении компанией требований постановления Правительства РФ от 29.12.2000 № 1021 о раздельном учете затрат по добыче, транспортировке, реализации и хранению газа. Раздельный финансовый учет в соответствии с внутренними нормативными документами Газпрома осуществляется дочерними организациями Общества постоянно. Есть и другие несоответствующие действительности оценки. Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7
Читайте также:
Разработка рекомендаций по эффективному использованию кредиторской задолженности в ОАО Промтрактор Актуальность темы. Особое место в жизни современного общества занимают долговые денежные обязательства. Первенство по величине, разнообразию, частоте и сложности долговых обязательств принадлежит хозяйствующим субъектам: организациям, предприятиям, банкам, инвестиционным, страховым компаниям и другим учреждениям, ведущим предпринимательскую деятельность. Их долги постоянные и вызв ...