Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.
Основой для разработки производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственно-хозяйственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности. Планирование продаж заключается в определении характера новых товаров, соотношение объема выпуска старых и новых изделий, уровня цен и конкурентоспособности продукции, гарантий, качества сервиса и других параметров продукции. Решением указанных задач на предприятии занимается отдел маркетинга совместно с другими службами. Основная функция маркетинга заключается комплексном исследовании рынка, формировании и стимулировании сбыта для достижения основной цели - завоевания возможно большей доли рынка, обеспечивающей прибыльную работу предприятия.
Место производственной программы в системе показателей работы предприятия показано на рис. 1.
Основу производственной программы составляют стратегический план и портфель заказов предприятия. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, определяющий производственную мощность предприятия и новые виды продукции, а на базе портфеля заказов и плана инноваций - производственная программа. Задания производственной программы определяют показатели остальных разделов плана предприятия: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана по персоналу; плана материально-технического обеспечения и др.
Портфель заказов должен включать следующие группы товаров:
- основную, включающую товары, находящиеся в стадии роста и приносящие основную долю прибыли;
- поддерживающую, состоящую из товаров, стабилизирующих доходы от продаж и находящихся в стадии зрелости;
- стратегическую, включающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
- тактическую, охватывающую товары, призванные стимулировать продажи основных товарных групп и находящиеся в стадии роста и зрелости;
- снимаемую с продажи основных товарных групп и находящихся в стадии насыщения и спада.
Рисунок 1 - Связь производственной программы с другими показателями работы предприятия.
Примечание - Источник: собственная разработка.
Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами.
Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленную, сельскохозяйственную, строительную и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировку, торговлю, обучение, лечение т.д.) В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.
Различные виды производственных товаров и оказываемых услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) - развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.
Предприятие промышленности формируют производственную программу на основе: государственного заказа; заказов потребителей; выявленного в процессе изучения рынка потребительского спроса.
Государственный заказ доводится предприятием, производящим продукцию, имеющую важное народнохозяйственное значение. Система государственных заказов распространена во всех странах с развитой рыночной экономикой и не противоречит ее принципам. Более того, получение государственного заказа является престижным для предприятия и производится, как правило, на конкурсной основе. Государственный заказ предоставляется тем предприятиям, которые обеспечивают более эффективное его выполнение. В республике Беларусь задания государственного заказа подлежат обязательному включению в производственную программу. В отношении предприятий, необоснованно уклоняющихся от выполнения государственного заказа, органами государственного управления могут быть приняты штрафные санкции. Перейти на страницу: 1 2
Читайте также:
Оценка конкурентоспособности товара и экономическое обоснование целесообразности освоения его производства в Украине Перед тем, как начать производство какого-либо товара, необходимо тщательно исследовать рынок его распространения. Также важным моментом анализа является оценка конкурентоспособности товара и целесообразности вложения средств в его освоение. Инвестиции - расходы средств, направленных на воспроизводство капитала (его поддержание и наращивание). реализуемых путем кредитования, п ...