Функция предложения труда в кейнсианской трактовке отличается от функции предложения в неоклассической модели тремя важнейшими свойствами:
домашние хозяйства ориентируются не на реальную, а на номинальную ставку заработной платы;
ставка процента напрямую не влияет на предложение труда;
номинальная ставка заработной платы не является гибкой в сторону понижения.
Ориентацию домашних хозяйств на номинальную заработную плату при принятии решений о предложении труда кейнсианцы объясняют боязнью людей потерять работу при наличии безработицы, а также долгосрочным характером договоров об оплате труда. В подобных условиях при росте уровня цен люди предлагают то же количество труда, что и до повышения цен, соглашаясь трудиться за меньшую реальную заработную плату. Это позволяет увеличить объем выпуска в экономике, но при условии, что возрастет объем эффективного спроса.
Посмотрим на рисунок 2.1. Если в классической концепции при изменении уровня цен кривая предложения труда остается неподвижной, то в кейнсианской модели, где рабочие ориентируются на номинальную заработную плату, ситуация изменяется. Рост уровня цен не влияет на предложение труда, а потому увеличение уровня цен графически отражается смещением кривой предложения труда NS(w) вправо (движение происходит от точки А к В’ а затем к С’, а предложение труда N0 остается неизменным). Добавив на рис.2.1. нисходящую кривую предложения труда ND(w) можно отметить увеличение равновесного объема используемого труда с ростом уровня цен, а значит - и рост объема производства, но опять таки, при условии, что эффективный спрос соответствующим образом изменится.
Далее, если в классической концепции домашние хозяйства действуют рационально и способны правильно оценивать происходящие в экономике изменения, то в кейнсианской трактовке домашние хозяйства руководствуются субъективными факторами, такими, например, как традиции, требования среды, психология поведения и т.д. Неспособность домашних хозяйств точно оценить процессы, происходящие в экономике, приводит к выводу о возможности денежных иллюзий, которые возникают, если домашние хозяйства или любой иной сектор экономики рассматривают экономические переменные лишь в денежном выражении, не принимая во внимание реальные величины (как это происходит при ориентировке домашних хозяйств на ставку номинальной заработной платы). Выделяют два вида денежных иллюзий, которые могут оказать непосредственное влияние на предложение труда. Первый вид: при неизменной номинальной заработной плате снижается реальная заработная плата, а экономические агенты не способны распознать ее снижение. Второй тип денежных иллюзий связан с изменением будущего уровня цен: при определении реальной заработной платы речь идет не о реальной текущей, а о реальной заработной плате ожидаемой в будущем. Даже если будущая ставка номинальной заработной платы известна большинству рабочих, то уровень цен остается неизвестным, а потому его неверная оценка может привести к различным конфигурациям кривой предложения труда; в частности, оно может увеличиваться при снижении реальной ставки заработной платы.
Наличие денежных иллюзий может использоваться как объяснение восходящей кривой совокупного предложения в кейнсианской трактовке, а также обратной зависимости между темпом инфляции и уровнем безработицы, графически отражаемой кривой Филлипса. Для этого можно использовать следующую упрощенную модель. Допустим, что предложение труда формируется рабочими, ориентирующимися на реальную ожидаемую ставку заработной платы wр. Рабочие заключают длительный контракт с номинальной ставкой W, исходя из предположения о росте уровня цен на 10%, а потому требуют ежегодной индексации номинальной ставки на 10%. Предприниматели правильно оценивают рост уровня цен на 20% за год, а потому побуждают рабочих увеличить предложение труда, индексируя номинальную ставку на 15%. Рабочие при этом полагают, что их реальная ставка заработной платы увеличивается и составляет 1,15/1,10 *100% = 104,5% от прежнего уровня, а потому они увеличивают предложение труда. Перейти на страницу: 1 2
Читайте также:
Расчет основных технико-экономических показателей предприятия Характеристика предприятия ...