Обеспечение равного доступа для всех производителей газа к Единой системе газоснабжения (ЕСГ) предполагает единые тарифы на транспортировку газа как для ОАО «Газпром», так и для независимых производителей. На сегодняшний день введение этих тарифов не представляется возможным без выделения из структуры монополиста транспортной составляющей. Однако, когда именно это произойдет, прогнозировать не берется никто - долгожданная реформа «Газпрома» затягивается, а ее либеральный вариант, предложенный МЭРТ и предусматривавший раздел холдинга, был отвергнут. Со сторонниками сохранения существующей системы спорить также нелегко: «Газпром» - уникальная компания, да и российская система газоснабжения не имеет аналогов в мире. Поэтому понятна осторожность чиновников, курирующих газовую отрасль, и руководителей самой монополии - скоропалительно реформировать «Газпром» они не дадут. Исторически сложилось так, что все газопроводы в России сегодня принадлежат «Газпрому», и уже несколько лет ведется дискусcия по поводу решения конфликта вокруг правил доступа независимых производителей газа (НПГ) к Единой системе газоснабжения (ЕСГ). Независимые упорно отстаивают право на равный доступ к транспортным мощностям «Газпрома», так как у них нет другого способа реализовывать добытое ими сырье. В «Газпроме» утверждают, что удовлетворяют все заявки независимых на доступ к ЕСГ компании, кроме тех случаев, когда это невозможно по техническим причинам. Основная из них - ограниченные возможности ЕСГ. Сегодня отношения «Газпрома» и независимых газовых компаний регулируются постановлением правительства РФ об обеспечении доступа независимых организаций к ЕСГ ОАО «Газпром» № 858 от 14 июля 1997 года. Согласно постановлению, газовый холдинг, если у него имеются свободные мощности, обязан предоставлять доступ к своим трубопроводам независимым компаниям на основе предварительно подаваемых заявок, в которых указываются объемы и маршрут транспортировки газа, качество которого установлено соответствующими cтандартами.
Перед тем как подать заявку, НПГ должен найти покупателя добытого газа и заключить с ним договор на поставку определенных объемов газа в определенные сроки. В «Газпроме» проверяют эти документы и, если все условия выполнены, а также при наличии технических возможностей по транспортировке этого газа, оформляют доступ. Рассмотрение этих заявок в ОАО «Газпром» осуществляет специально созданная Комиссия по рассмотрению вопросов, связанных с доступом независимых организаций к системе ОАО «Газпром», возглавляемая заместителем председателя правления Александром Рязановым. Работа Комиссии ведется на основе внутреннего Положения о порядке рассмотрения вопросов, связанных с доступом независимых организаций к системе ОАО «Газпром» от 15 февраля 1998 года. В настоящее время, с целью упрощения доступа независимых поставщиков к ЕСГ, в «Газпроме» разрабатывается новая редакция Положения. Тем не менее, все чаще и чаще возникают конфликты, причиной которых является ограничение монополистом доступа к своей трубе. В «Газпроме» говорят, что каждое лето возникает ситуация когда в систему закачивается газ НПГ, а конечные потребители невсоевременно выбирают законтрактованные объемы. Таким образом, труба превращается в газовое хранилище. А это - угроза срыва договоров поставок газа потребителям как других НПГ, так и «Газпрома», у которого, в отличие от независимых поставщиков есть социальные обязательства по поставкам газа внутри России. Вместе с тем, такой способ хранения газа выгоден независимым организациям - они летом накапливают газ в трубах, а зимой продают его по более высокой цене. В середине августа текущего года в системе «Газпрома» скопилось около 2 млрд м3 газа независимых поставщиков, и до настоящего времени эти объемы не изменились. В пресс-службе «Газпрома» подчеркивают, что независимым производителям для предотвращения подобных ситуаций необходимо выстраивать отношения с покупателями таким образом, чтобы объемы закупок газа точно соответствовали объемам его закачки в трубу. Перейти на страницу: 1 2 3
Читайте также:
Расчет технико-экономических показателей автопредприятия Автомобильный транспорт обладает высокой мобильностью, большим разнообразием транспортных средств по грузоподъёмности, грузоемкости, назначению, конструктивным и экономическим характеристикам, благодаря чему он может перевозить различные по виду, характеру, объёму и величине партии груза, обеспечивая высокую скорость их доставки. От качества работы автомобильного транспорта зави ...