Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Чем больше величина прибыли и уровень рентабельности, тем эффективнее функционирует предприятие, тем устойчивее его финансовое состояние. Поэтому поиск резервов увеличения прибыли и рентабельности - одна из основных задач в любой сфере бизнеса, большая роль в выявлении которых отводится экономическому анализу.
Прибыль представляет собой часть вновь созданной стоимости одной из форм чистого дохода общества, образующегося в сфере материального производства. Предприятие получает прибыль после того, как воплощенная в созданном продукте стоимость, осуществив стадию обращения, принимает денежную форму. Она является частью выручки от реализации продукции, которая остается после вычета налогов, уплачиваемых из выручки, и затрат на производство. Прибыль на предприятии рассматривается не только как основная цель, но и как главное условие его деловой активности.
Основную часть прибыли предприятие получает от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.
При анализе прибыли в целом по предприятию необходимо учитывать также влияние структуры реализованной продукции, изменение которой может оказывать и положительное, и отрицательное влияние на ее величину. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме продаж, то сумма прибыли возрастет. Напротив, увеличение удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции вызовет уменьшение общей суммы прибыли.
Размер прибыли в значительной степени зависит от финансовых результатов деятельности, не связанных с реализацией продукции. Это прежде всего доходы от инвестиционной и финансовой деятельности, а также прочие внереализационные доходы и расходы.
К инвестиционным доходам относятся проценты к получению по облигациям, депозитам, государственным ценным бумагам, доходы от участия в других организациях, доходы от реализации основных средств и иных активов и т.п.
Финансовые расходы включают выплату процентов по облигациям, акциям, за предоставление организации в пользование денежных средств (кредитов, займов).
Прочие внереализационные расходы и доходы - это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности; убытки от недостачи и уценки имущества, судебные издержки и др.
В процессе анализа изучаются состав, динамика, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому конкретному случаю.
Рентабельность - это относительный показатель, отражающий уровень доходности и измеряемый как коэффициент или в процентах. Бывают следующие показатели рентабельности:
) Рентабельность продукции - определяется как отношение прибыли предприятия к себестоимости продукции;
2) Рентабельность изделия - определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия;
) Рентабельность оборота - рассчитывается как частное от деления величины чистой прибыли на объем сумму полученной выручки.
1) Анализ прибыли от реализации, тысяч рублей
Таблица 2.18.
Показатели | План | Факт | Отклонение (+; - ) | % выполнения плана |
Выручка от реализации продукции | 113000 | 114700 | +1700 | 101,5 |
Себестоимость продукции | 98310 | 97400 | -910 | 99,07 |
Прибыль от реализации | 14690 | 17300 | +2610 | 117,77 |
Читайте также:
Расчет себестоимости и отпускной цены одной единицы холода Организация труда и заработной платы в компрессорном цеху ...